Нейропедагогика: как подобрать ключ к успешному обучению детей в современном мире

Вы никогда не задумывались, почему в каждом классе средней общеобразовательной школы учеников традиционно делят на отличников, хорошистов, середнячков и двоечников? Отчего такой разбег в успеваемости?  Ведь дети одного возраста получают один и тот же учебный материал. От одного и того же учителя. 

Всё верно – потому что наши дети разные, а вот стандарт образования для всех один. И для трепетной маленькой скрипачки, и для «ботаника» в линзах минус 6, и для юного форварда в седьмом поколении.

Дети разные, а стандарт – Е-ДИ-НЫЙ.

Совсем другой подход к обучению в образовательной сфере – нейропедагогике. Основная идея – мозг каждого человека уникален, поэтому и методы должны быть гибкими и адаптированными под индивидуальные особенности каждого ученика.

Нейрообразование – новейшая прикладная область педагогики. Цель которой – подобрать методику обучения для каждого ребёнка. Даже если предмет, школьная дисциплина, якобы «не его».

На стыке нейронауки, психологии и образования

Нейродидактика предлагает нам уникальный взгляд на то, как растет и развивается наш мозг. И как эти знания могут быть применены в образовательном процессе.

Специалисты уверены: нет глупых и умных детей. Есть особенности развития мозга, типа мышления и восприятия.

Мозг нашего ребёнка от мозга соседа по парте отличают:

Методы нейропедагогики позволяют определить эти различия и предоставить каждому ученику такой подход, который наиболее эффективен для его нейрокогнитивных механизмов. Простыми словами: сначала нужно узнать, каким образом мозг получает, обрабатывает и хранит информацию. А потом использовать эти знания для создания эффективного метода обучения для вот этого конкретного ребёнка. Который на обычном уроке от скуки «ворон считает», глядя печально в окно.

Техники нейрообразования активно вовлекают головной мозг в процесс обучения. Традиционная педагогика обычно фокусируется на логическом осмыслении информации и развитии аналитических навыков. В то время как нейропедагогика учитывает, что наш мозг способен также воспринимать и обрабатывать информацию через эмоции, интуицию и творческое мышление. При таком подходе обучение становится более привлекательным и интересным для ребенка. Что способствует эффективному запоминанию и пониманию материала.

Принципы нейрообразования

Ключевой принцип нейропедагогики, как вы уже поняли, – это индивидуальный подход к каждому ученику. Каждый из нас обрабатывает информацию по-своему. Некоторые предпочитают визуальные материалы, другие лучше запоминают, слушая, а третьи усваивают информацию через практическое применение. Важно учитывать эти особенности и адаптировать  программу обучения таким образом, чтобы она максимально соответствовала потребностям и возможностям каждого ученика. Это помогает не только лучше усваивать знания, но и развивает самостоятельность, творчество и аналитическое мышление.

Вторым принципиальным подходом нейрообразования является активное и эмоциональное вовлечение в процесс. Исследования показывают, что наше внимание и запоминание улучшаются, когда мы эмоционально связаны с учебным материалом, когда нам интересно. Отсюда вытекает следующий принцип – вариативность. Учебный процесс должен быть разнообразным,  включать разные типы деятельности. Нейропедагогика акцентирует внимание на игре, на активном движении в обучении. Это могут быть интерактивные формы работы, нейроигры, кинезиологические упражнения, физическая активность.

Еще одно важное правило – закрепление и повторение материала. Чтобы эффективно усваивать новую информацию, необходимо периодически повторять. Ещё раз, по-вто-рять. Ну и систематизировать полученные знания.

Помимо этого, нейропедагогика настаивает на необходимости создания комфортного образовательного окружения, учитывающего физиологические и психологические особенности учащихся. Внешние условия влияют на способность ученика к концентрации и усвоению информации – с этим никто спорит не будет. Важно всё: оптимальные условия освещения, шумоизоляция, визуальная и звуковая поддержка обучения.

Нейропедагогика, несомненно, является одним из самых перспективных направлений в области образования. Ее принципы, основанные на знаниях о мозге и механизмах обучения, позволяют разработать индивидуальные образовательные программы для каждого ученика. Применение нейропедагогических подходов позволяет развивать креативность, критическое мышление и самостоятельность у ребёнка, открывая новые возможности для личного роста.

А прогрессивным учителям даёт шанс взломать школьную рутину и обеспечить максимально эффективное обучение, которое становится интересным и захватывающим.